Первый интернат: от прошлого к будущему
В этом году исполняется 60 лет школе-интернату №1.
«Первый» всегда отличался от других образовательных учреждений города, и дело не только в специфике учебно-воспитательного процесса, но и в особом внутреннем микроклимате. Во все времена здесь работали настоящие педагоги-подвижники, отдававшие воспитанникам десятилетия жизни и тепло своей души. И учащиеся, многие из которых числились типичными «трудными» подростками, платили им взаимностью, становились достойными гражданами своей страны.
Но жизнь не стоит на месте. Меняется район вокруг, неподалеку от интерната строится новая школа №11. Есть ли место «первому» в бурно развивающемся и модернизирующемся Сарове? Не остался ли он реликтом советской эпохи?
В преддверии Дня учителя на эти вопросы отвечает и.о. директора МБОУ "Школа-интернат №1" Михаил Маслов.
- Михаил Геннадиевич, каков сегодняшний день «первого» интерната?
- У нашей школы действительно юбилей. Ее история началась 1 сентября 1960 года. На тот момент в ней учились 238 воспитанников, работали 45 педагогов.
Сегодня в школе обучаются 175 человек – 86 воспитанников и 89 обучающихся. В интернате 15 классов. В 13-и учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, есть один общеобразовательный класс оборонно-спортивной специализации и один класс очно-заочного обучения. В нем учатся те, кто по ряду причин не смог вовремя окончить обучение. Возраст учащихся – от 18 до 30 лет, многие уже работают.
- Чем отличаются воспитанники от обучающихся?
- Первые находятся на полном обеспечении, получают пятиразовое питание и с понедельника по субботу живут в общежитии интерната. Многим из них нужна определенная социально-педагогическая помощь. Также к воспитанникам относятся одиннадцатиклассники, обучающиеся по оборонно-спортивному профилю, и спортсмены (они живут в интернате всю неделю).
Что же касается обучающиеся, то в интернате они не живут и после занятий расходятся по домам.
- Каков педагогический коллектив? Вакансии есть?
- В нем 40 человек: 18 специалистов и воспитателей, а также 22 учителя. Вакансий нет, все ставки закрыты. Многие педагоги работают здесь не один год, некоторые – даже десятилетия. Это настоящие подвижники.
- Как организован досуг воспитанников? Помню, в советское время «живущие» (так их звали) каждую среду ходили в «Молодежный», смотрели кино, в интернате работало множество кружков – авиамодельный, автодело. Как с этим сейчас?
- С досугом у нас все в порядке, хотя в «Молодежный» воспитанники давно не ходят, да и самого кинотеатра уже нет (улыбается).
Как и раньше, у нас работает множество кружков (то же автодело, например), есть несколько спортивных секций (футбол, волейбол, рукопашный бой). Кружками руководят специалисты Станции юных техников и Станции юных натуралистов. Есть у нас и вокальный кружок, а также театральная студия. В общем, воспитанники не скучают!
Особое внимание мы уделяем досугу спортсменов, ведь многие из них приехали сюда издалека – из Подмосковья и даже из Норильска и живут в интернате всю неделю.
- Вы упомянули 13 классов, в которых учатся дети с ОВЗ. Какова специфика учебного процесса в этих классах?
- Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это наше главное направление. Дети приходят к нам по рекомендации Психолого-медико-педагогической комиссии. В эти специализированные 13 классов входят все 1-4 классы (41 человек) и 5-9 классы (93 человека). В каждом классе по 12 человек. Этим детям необходимы особые условия обучения – специальная программа, учебные пособия, технические средства, медицинская помощь (дефектолога, психолога) и многое другое. Все это у нас есть.
Также для работы с такими детьми у нас открыта специальная сенсорная комната, в которой занятия проводят психолог и логопед. Таких комнат больше нет ни в одной школе. Она оснащена специальным оборудованием – «звездным небом», тактильными музыкальными инструментами, слуховым тренажером и многим-многим другим. Все вместе это позволяет нам успешно осуществлять учебный процесс.
- Пандемия наложила на него отпечаток?
- Да, все мероприятия сейчас приходится проводить с учетом требований противодействия коронавирусу. Рекомендации СЭС мы выполняем в полном объеме: разобщаем классы друг от друга, проводим санитарную обработку помещений, в каждом из них, а также на входе в школу, стоят рециркуляторы, очищающие воздух. Также педагоги регулярно и не по одному разу измеряют температуру учащихся, максимально внимательно следят за их самочувствием. Все это приносит результат. На начало октября карантинных классов у нас нет. Заболел только один ребенок, но это случилось еще до начала учебного года.
- Отвлечемся от сегодняшнего дня. Каковы перспективы «первого» интерната?
- О них говорить очень сложно. Если коротко, то я считаю, что интернат городу нужен! Для детей с ОВЗ здесь созданы оптимальные, практически идеальные условия.
- Что хотели бы пожелать коллегам в День учителя?
- Всем, кто работает в системе образования, кто учит и воспитывает детей, я хочу пожелать крепкого здоровья, тогда все начинания и цели будут достигнуты. Также хочу пожелать благополучия и спокойствия, и не только на работе, но и дома, чтобы близкие поддерживали вас в вашей, такой трудной и ответственной работе с детьми. Ведь, по сути, все 24 часа мы находимся на работе.
И, разумеется, я хочу пожелать всем педагогам благодарных учеников. Ведь ученики – это главный результат наше работы! |