Наркомания представляет собой серьезную социальную проблему современной России. Злоупотребление психоактивными веществами является источником угрозы не только для здоровья человека, но и для безопасности страны в целом.
По данным МВД России в январе — сентябре 2017 года выявлено 158,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 3,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 6,8% возросло число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, также увеличился их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков с 48,8% (январь — сентябрь 2016 года) до 50,4% (январь — сентябрь 2017 года). По данным Росстата в 2015 г. численность несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением наркотических веществ в возрасте до 14 лет составляет 663 случая и 6410 случаев в возрасте 15−17 лет.
Проблема наркомании является одной из важных проблем нашего общества, которая определяет острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Не меньшей проблемой остается употребление несовершеннолетними внутривенных наркотиков, которое может привести к заражению ВИЧ-инфекцией. Задачи сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, а также профилактики наркопотребления в образовательной среде стали важнейшими в деятельности образовательных учреждений Российской Федерации, поскольку их решение напрямую связано с сохранением здоровья нации.
Такая ситуация обусловливает широкую организацию противодействия немедицинскому потреблению наркотиков и профилактики ВИЧ-инфекции среди обучающихся. Необходимость проведения такой профилактики среди молодежи закреплена на законодательном уровне. Так, в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом от 09.06.2010 N 690, говорится, что «современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, […] а также их влиянием на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения». Вторым важным документом, регламентирующим деятельность общеобразовательной организации в области профилактики наркомании выступает «Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде», утвержденная 5 сентября 2011 года.
Система образования не может стоять в стороне в ситуации нарастания эпидемии социально значимых заболеваний. Ее роль заключается в том, чтобы помочь современным молодым людям научиться успешно строить отношения с окружающим миром, уметь решать возникающие проблемы, знать, к кому можно обратиться, если кажется, что проблема не разрешима.
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» на протяжении многих лет реализует научно-исследовательскую работу по вопросам профилактики аддиктивного поведения и социально значимых заболеваний в системе образования. В числе научно-исследовательских проектов, реализованных Центром по заказу Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ и ряда других ведомств в последние годы:
Мониторинг состояния работы по профилактике аддиктивного и суицидального поведения обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации, 2017−2016 гг.
Мониторинг эффективности проведения в 2016—2017 гг. социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на ранее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, 2017 г.
Мониторинг состояния работы по профилактике аддиктивного поведения среди обучающихся образовательных организаций Российской Федерации, 2016 г.
Мониторинга эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере противодействия немедицинскому потреблению наркотиков и профилактики ВИЧ-инфекции среди обучающихся», 2014 — 2015 гг.
Совершенствование механизмов социализации детей с трудностями в социальной адаптации на основе воспитательной компоненты программ дополнительного образования детей, 2014−2013 гг.
Разработка методического сопровождения социально-психологического тестирования на употребление наркотических средств и психоактивных веществ», 2013 гг.
«Оказание услуг по реализации первичной профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде в субъектах Российской Федерации, входящих в федеральные округа, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», 2012 г.
Проведение финальной оценки проекта «Укрепление потенциала региональных образовательных учреждений в профилактике ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения молодежи», 2012 г.
Специализированная страница «Ответственное поведение — ресурс здоровья» создана в целях оказания научно-методической помощи педагогам и родителям (законным представителям) в организации работы по профилактике аддиктивного поведения среди несовершеннолетних и в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде.
Педагогические работники и родители несовершеннолетних могут ознакомиться с информационными и справочными материалами по профилактике аддиктивного поведения и социально значимых заболеваний. На странице представлены нормативно-правовые документы, учебно-методические пособия и рекомендации, аналитические материалы и результаты научных исследований, лучшие региональные практики, видеоматериалы и тематические статьи, информационно-методические материалы (памятки, буклеты и др.) и другие материалы для специалистов системы образования и родителей (законных представителей) обучающихся.
Материалы специализированной страницы «Ответственное поведение — ресурс здоровья» могут быть использованы руководителями, педагогами, психологами и специалистами образовательных организаций при организации профилактической работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) и разработке профилактических программ.
Информационные материалы для родителей (законных представителей) помогут повысить уровень родительской компетенции в области профилактики аддиктивного поведения и социально значимых заболеваний, дать необходимые знания о развитии, здоровье, воспитании детей с учетом их возрастных особенностей.
Также, материалы могут быть полезны преподавателям и слушателям системы подготовки и переподготовки педагогов, психологов и других специалистов, обеспечивающих профилактику аддиктивного поведения и социально значимых заболеваний среди обучающихся и их родителей (законных представителей).
|