Пятница, 26.04.2024, 14:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 1" города Сарова
Версия сайта для слабовидящих
Меню сайта
Форма входа

Что такое аграмматизм?

Вы находитесь в разделе→Логопед→Методические материалыАграмматизм


Обновлено: 20 июня 2022 г.

Аграмматизм

Аграмматизм — нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений. Все люди, страдающие аграмматизмом, имеют повреждения мозга в районе сильвиевой борозды.

Аграмматизм в восприятии речи

Основными симптомами аграмматизма в восприятии речи являются:

  • затруднённое восприятие предложений, в которых семантические роли участников могут быть обращены (так, Кошка преследует собаку понимается хуже, нежелиКошка пьёт молоко, потому что ситуация «молоко пьёт кошку» невозможна);
  • затруднённое восприятие предложений с порядком слов, отклоняющимся от базового для данного языка;
  • затруднённое восприятие предложений со сложной синтаксической структурой по сравнению с более простыми.

Симптомы аграмматизма, связанного с восприятием речи, могут быть выявлены в ходе эксперимента, в котором испытуемому предлагается определить, какой из демонстрируемых рисунков соответствует предъявляемому экспериментатором предложению.

Аграмматизм в порождении речи характеризуется:

  • простотой и бедностью разнообразия синтаксических структур порождаемых предложений (или отсутствием полноценных предложений);
  • опущением служебных слов (артиклей, предлогов, вспомогательных глаголов) и местоимений. В языках, имеющих словоизменение, могут опускаться флексии[3];
  • низким темпом речи. С точки зрения теории адаптации (англ. adaptation theory), это связано с попыткой больного приспособиться к нарушению своей речи, состоящему в замедлении процесса её обработки;
  • затруднённостью порождения предложений с нетипичным порядком слов.

Подходы к объяснению

Существуют различные подходы к объяснению аграмматизма в порождении речи: так, гипотеза удаления следов (англ. trace deletion hypothesis) предполагает, что нарушение речи при аграмматизме состоит в исчезновении в процессе обработки предложения следов, возникающих в ходе трансформаций передвижения; гипотеза отображения (англ. mapping hypothesis) утверждает, что нарушается механизм интерпретации синтаксических структур в терминах семантических ролей; предполагается также, что нарушения связаны с уменьшением доступной памяти и т. д. Что касается восприятия речи, предполагается, что при нарушении обработки того или иного узла дерева синтаксической структуры расположенные выше него узлы не могут быть обработаны.

Аграмматизм у детей возникает на самых ранних этапах развития речи и при нарушениях слуха. Это явление обнаруживает себя в устной и письменной речи.

Аграмматизм причины

Прежде всего, к причинам относят нарушения в деятельности головного мозга, спровоцированные различными болезнями, а также нарушениями и изменениями периферической части слухового анализатора. Зачастую заболеванию подвержены слабослышащие, умственно отсталые дети с недоразвитой речью.

Аграмматизм симптомы

Все симптомы напрямую зависят от степени проявления заболевания, которые проявляются в недостатках фонематического строя речи и лексики.
Симптомы аграмматизма проявляются в том, что дети начинают говорить гораздо позже положенного срока. Возникновение фразовой речи происходит после 2-3-х, или даже 4-х лет. Речь малышей зачастую наполнена аграмматизмами, характеризующимися неправильным применением грамматических форм.

Часто родители не обращают внимание на нарушения в речи малыша. Их успокаивает тот момент, что звукопроизношение в норме, и значит ребенок со временем, полагают они, научится правильно согласовывать словосочетания. Такой ребенок успешно может овладеть программой первого класса, включающую грамоту, а также усвоить звуковую структуру слов. Однако у ребенка возникают непреодолимые трудности в овладении морфологическими принципами письма. И только после этого, в состоянии недоумения, родители обращаются к специалистам (логопеду, неврологу). Учитель фактически сразу обнаруживает, что ребенку не под силу усвоить правила склонения слов по родам, падежам, числам. Это отмечается в неправильном согласовании слов, а также написании окончаний слов. Школьник пишет аграмматично (вопреки правилам грамматики). Например, «длинный лента», «на окну».
Согласно возрастным умениям, правильно согласовывать слова ребенок должен к 4-м годам. И к этому возрасту ошибки в речи не являются нормой. Если ваш ребенок допускает ошибки типа «около столу», «деревы», необходимо получить консультацию у специалистов.

Что касается правил словообразования с помощью приставок, а также суффиксов, то этими умениями ребенок овладевает гораздо позже, к 7-8-ми годам. В возрасте 7-8 лет школьник должен согласовать слова между собой, а также образовывать новые слова. В случае если этого не происходит, то диагностируют аграмматизмы у детей.
Аграмматизмы у детей-школьников обнаруживаются сразу при поступлении в учебное заведение. У детей отмечаются дефекты произношения, несформированный лексико-грамматический строй, фонематическое восприятие, а также связная речь.

Аграмматизмы у детей в 7-8 лет проявляются наиболее отчетливо. Именно в этот период дети уже овладевают грамотой, а также начинают изучать грамматические правила. Предпосылками к этому выступает бедность словарного запаса. И как показывают исследования, именно по причине бедности словарного запаса, а также неточностей в понимании лексического значения слов происходит это нарушение.

Типы аграмматизмов

Невропатологи, неврологи, рефлексотерапевты выделяют два основных типа аграмматизмов. Это импрессивный аграмматизм и экспрессивный аграмматизм нарушения речи.
Импрессивный аграмматизм отмечается полным, а также частичным нарушением понимания смысла грамматических конструкций воспринимаемой речи.
Экспрессивный аграмматизм является грамматическим нарушением оформления активной речи, характеризуется неправильным использованием падежей, предлогов, склонений.

Аграмматизм примеры

Аграмматизм типа телеграфный стиль – это синтаксическая афазия. Данный вид расстройства иногда протекает изолированно, зачастую оно происходит вместе с моторными трудностями. Для локализации характерно сосредоточение ближе к зоне Брока, отвечающей за воспроизведение речи. Данный участок коры гол. мозга, который управляет мышцами языка, лица, челюстей, глотки, расположен в лобной нижней доле мозга головы. Заболевшие с этой формой афазии практически не испытывают трудностей в актуализации автоматизированных рядов и назывании этих рядов. Больные способны повторять отдельные слова, но при повторе предложений совершают грамматические ошибки. Дефекты речи наиболее ярко отмечаются в самой речи больных.
Примеры наиболее выраженной формы аграмматизма включают серию номинаций: “вот… упал… и вот… хирургия… вот… наркоз… и вот… пустота… вот проснулся”… Менее выраженная форма характеризуется неадекватным построением предложений. При этом первым выступает имя одушевленное существительное, далее все существительные употребляются в случайных падежах или именительном падеже.

Примеры аграмматизма “Девочка пошел школа”; “Бабушка читают газету”; “Собака… курица… несла”, “Я пошла гости… гости пошли”. Последний пример отчетливо показывает порядок слов в различных семантических ролях. Это свидетельствует о построении высказывания правилами семантического синтаксиса.

Существуют следующие сложности при восприятии речи:

  • затруднённое восприятие предложений. Например, «Кошка преследует собаку» воспринимается хуже, чем «Кошка пьёт молоко»;
  • затруднённое восприятие предложений с базовым расположением слов, которые отклоняются от стандарта;
  • затруднённое восприятие предложений, которые имеют сложную синтаксическую структуру в сравнении с более простыми предложениями.

Симптомы аграмматизма выявляются после проведения эксперимента, который связан с восприятием речи. В ходе эксперимента испытуемому демонстрируют рисунки, с соответствующими предложениями.

Аграмматизмы в речи отмечаются бедностью и простотой разнообразия синтаксических структур предложений, а также отсутствием полноценных предложений. Данное нарушение характеризуется опущением служебных слов, к которым относят предлоги, артикли, вспомогательные глаголы, а также местоимения.

Аграмматизмы в речи сопровождаются низким темпом речи. Психологи объясняют это явление с точки зрения адаптации: попытки приспособления больного к собственной нарушенной речи, заключающейся в медленном процессе её обработки, а также затруднённостью создания предложений с несвойственным порядком слов.

Аграмматизмы у детей в речи объясняются различными подходами. Существует гипотеза удаления следов, предполагающая, что нарушение речи при аграмматизме включает их исчезновение, связанное с обработкой предложения. Гипотеза отображения отмечает нарушения механизма интерпретации синтаксических структур в самих терминах семантических ролей. Полагают также, что нарушения возникают с уменьшением доступной памяти.

Лечение включает специальные разработанные методики, позволяющие детям и взрослым восстановить способность применять грамматическое строение речи. Прогноз на будущее зависит от степени основного патологического процесса, а также от глубины нарушения речи и своевременного диагностирования заболевания.

Как лечить аграмматизм?

Хороший эффект дает комплексное лечение, включающее логопедические занятия, логопедический массаж, микротоковую рефлексотерапию. Все схемы лечения назначаются индивидуально, учитывая особенности задержки развития каждого пациента. Курсы лечения включают не менее 15 сеансов.

Аграмматическая дисграфия, предупреждение и устранение

Каждый год при поступлении детей в школу выявляется большое количество учащихся с различными нарушениями речи. Все эти дети составляют группу риска. Именно у них возможно появление дисграфии. У детей отмечается наличие дефектов произношения, недостаточно сформировано фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй и связная речь. Особую тревогу вызывает бедность словарного запаса детей. Как показывает опыт, именно из-за бедности словарного запаса и неточности понимания лексического значения многих слов нередко оказываются не в состоянии овладеть грамотным письмом.

Аграмматическая дисграфия может проявиться во втором или третьем классе, когда ребенок, уже овладел грамотой, приступает к изучению грамматических правил. Учитель обнаруживает, что ребенку не удается овладеть правилами изменения слов по числам, падежам, родам и пр. Это выражается в неправильном согласовании слов, написании окончаний слов. Ребенок пишет аграмматично, то есть как бы вопреки правилам грамматики («длинный лента», «дети читает», «на окну» и т. п.).

Умением правильно согласовывать слова между собой при построении предложений, ребенок овладевает примерно к 4 годам. К этому возрасту он уже не должен допускать ошибок типа «много тарелков», «около столу», «окны», «деревы», «ухи» и т. п.

Правилами словообразования (в частности, правилами образования одних слов от других при помощи приставок и суффиксов) ребенок овладевает значительно позже — примерно к 7-8 годам. К этому возрасту ребенок уже не только правильно согласует слова между собой, но и правильно образует новые слова. Например, «уменьшительное» слово от слова «лампа» в его речи звучит уже не как «лампик» (детский «неологизм»), а как «лампочка».

Хотя аграмматическая дисграфия, как уже было отмечено, появляется не на самых первых этапах школьного обучения ребенка, однако ее явные предпосылки, как и предпосылки всех других видов дисграфии, вполне отчетливо обнаруживаются уже в дошкольном возрасте. Проявляются они прежде всего в том, что такие дети обычно начинают говорить позже положенного срока — фразовая речь у них чаще всего появляется лишь после двух-трех, а иногда даже и четырех лет. Речь эта обычно изобилует аграмматизмами, то есть неправильным употреблением грамматических форм.

Иногда родители не придают значения на аграмматизмы в устной речи ребенка. Как правило звукопроизношение у таких детей может быть правильным. Такой ребенок в первом классе общеобразовательной школы может хорошо овладеть грамотой, то есть не допускать буквенных замен на письме ни по артикуляторно-акустическому, ни по оптическому принципам и не искажать звуковую структуру слов.

Но ребенок сталкивается с непреодолимыми трудностями овладения морфологическим принципом письма. И только тогда родители, в состоянии крайнего недоумения, обращаются к логопеду, говоря о том, что с их ребенком, всегда так хорошо успевавшим в школе, «вдруг что-то случилось».

Ведь если ребенок в течение нескольких лет говорил «на столу» вместо «на столе» или «домы» вместо «дома» и считал это правильным, как же он может написать иначе? Откуда это у него возьмется? Неоткуда взяться, поскольку грамматические системы так и остались у него не сформированными! И нужно было задолго до поступления ребенка в школу побеспокоиться об устранении уже давно имевшихся у него предпосылок аграматической дисграфии...

Выявление предпосылок аграмматической дисграфии

Хотя аграмматизмы в речи детей обычно бывают видны, как говорится, невооруженным глазом, однако родителям необходимо иметь об этом более четкое представление. Поэтому ниже предлагаются две группы заданий, направленных на выявление сформированности у ребенка грамматических систем — системы словоизменения и системы словообразования. При этом следует учитывать, что формирование системы словоизменения, как правило, заканчивается к четырем годам, а системы словообразования — к семи.
Исследование сформированности системы словоизменения.

Эта группа заданий рассчитана на проверку правильности:

  • образования множественного числа имен существительных;
  • согласования прилагательных с существительными;
  • согласования существительных с числительными;
  • употребления предлогов.

Количество конкретных примеров в каждом из заданий можно увеличивать до бесконечности, однако если ребенок еще не овладел правилами словоизменения, то однотипные ошибки будут часто повторяться в любых предлагаемых ему словах или словосочетаниях. В то же время нормально развивающийся в речевом отношении четырехлетний ребенок должен успешно справляться со всеми этими заданиями. Допустимы лишь буквально единичные ошибки в редко встречающихся словах.

По материалам «Википедии»

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Подать жалобу
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
ОБЪЯСНЯЕМ.РФ
Важно в 2023/2024 учебном году
Качество питания в школе
Подать заявление с портала госуслуг

Наш опрос
Оцените качество оказания образовательных услуг МБОУ Школа № 1
Всего ответов: 20

Анкета для родителей
О КАЧЕСТВЕ предоставления ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ МБОУ Школа № 1


Оставьте ваше мнение об образовательной деятельности МБОУ Школа № 1. Отсканируйте qr-код.
Вы можете оставить мнение о нашей организации. Чтобы оценить условия осуществления образовательной деятельности наведите камеру Вашего телефона и отсканируйте QR-код.
Перейдя по ссылке, Вы сможете: 
- оценить условия осуществления образовательной деятельности: 
* открытость и доступность информации об организации; 
* комфортность условий осуществления образовательной деятельности;
* доброжелательность, вежливость работников;
* удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности;
* доступность образовательной деятельности для инвалидов;
- оставить отзыв.

Смотреть РОЛИК О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
sarovpersonal


Безопасные сайты Рунета

Политика в отношении обработки персональных данных МБОУ Школы № 1 ( скачать)

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz