Версия сайта для слабовидящих
Меню сайта
Подразделы меню
|
Что такое аграмматизм?Вы находитесь в разделе→Логопед→Методические материалы→Аграмматизм Обновлено: 20 июня 2022 г. Аграмматизм Аграмматизм — нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений. Все люди, страдающие аграмматизмом, имеют повреждения мозга в районе сильвиевой борозды. Аграмматизм в восприятии речи Основными симптомами аграмматизма в восприятии речи являются:
Симптомы аграмматизма, связанного с восприятием речи, могут быть выявлены в ходе эксперимента, в котором испытуемому предлагается определить, какой из демонстрируемых рисунков соответствует предъявляемому экспериментатором предложению. Аграмматизм в порождении речи характеризуется:
Подходы к объяснению Существуют различные подходы к объяснению аграмматизма в порождении речи: так, гипотеза удаления следов (англ. trace deletion hypothesis) предполагает, что нарушение речи при аграмматизме состоит в исчезновении в процессе обработки предложения следов, возникающих в ходе трансформаций передвижения; гипотеза отображения (англ. mapping hypothesis) утверждает, что нарушается механизм интерпретации синтаксических структур в терминах семантических ролей; предполагается также, что нарушения связаны с уменьшением доступной памяти и т. д. Что касается восприятия речи, предполагается, что при нарушении обработки того или иного узла дерева синтаксической структуры расположенные выше него узлы не могут быть обработаны. Аграмматизм у детей возникает на самых ранних этапах развития речи и при нарушениях слуха. Это явление обнаруживает себя в устной и письменной речи. Аграмматизм причины Прежде всего, к причинам относят нарушения в деятельности головного мозга, спровоцированные различными болезнями, а также нарушениями и изменениями периферической части слухового анализатора. Зачастую заболеванию подвержены слабослышащие, умственно отсталые дети с недоразвитой речью. Аграмматизм симптомы Все симптомы напрямую зависят от степени проявления заболевания, которые проявляются в недостатках фонематического строя речи и лексики. Часто родители не обращают внимание на нарушения в речи малыша. Их успокаивает тот момент, что звукопроизношение в норме, и значит ребенок со временем, полагают они, научится правильно согласовывать словосочетания. Такой ребенок успешно может овладеть программой первого класса, включающую грамоту, а также усвоить звуковую структуру слов. Однако у ребенка возникают непреодолимые трудности в овладении морфологическими принципами письма. И только после этого, в состоянии недоумения, родители обращаются к специалистам (логопеду, неврологу). Учитель фактически сразу обнаруживает, что ребенку не под силу усвоить правила склонения слов по родам, падежам, числам. Это отмечается в неправильном согласовании слов, а также написании окончаний слов. Школьник пишет аграмматично (вопреки правилам грамматики). Например, «длинный лента», «на окну». Что касается правил словообразования с помощью приставок, а также суффиксов, то этими умениями ребенок овладевает гораздо позже, к 7-8-ми годам. В возрасте 7-8 лет школьник должен согласовать слова между собой, а также образовывать новые слова. В случае если этого не происходит, то диагностируют аграмматизмы у детей. Аграмматизмы у детей в 7-8 лет проявляются наиболее отчетливо. Именно в этот период дети уже овладевают грамотой, а также начинают изучать грамматические правила. Предпосылками к этому выступает бедность словарного запаса. И как показывают исследования, именно по причине бедности словарного запаса, а также неточностей в понимании лексического значения слов происходит это нарушение. Типы аграмматизмов Невропатологи, неврологи, рефлексотерапевты выделяют два основных типа аграмматизмов. Это импрессивный аграмматизм и экспрессивный аграмматизм нарушения речи. Аграмматизм примеры Аграмматизм типа телеграфный стиль – это синтаксическая афазия. Данный вид расстройства иногда протекает изолированно, зачастую оно происходит вместе с моторными трудностями. Для локализации характерно сосредоточение ближе к зоне Брока, отвечающей за воспроизведение речи. Данный участок коры гол. мозга, который управляет мышцами языка, лица, челюстей, глотки, расположен в лобной нижней доле мозга головы. Заболевшие с этой формой афазии практически не испытывают трудностей в актуализации автоматизированных рядов и назывании этих рядов. Больные способны повторять отдельные слова, но при повторе предложений совершают грамматические ошибки. Дефекты речи наиболее ярко отмечаются в самой речи больных. Примеры аграмматизма “Девочка пошел школа”; “Бабушка читают газету”; “Собака… курица… несла”, “Я пошла гости… гости пошли”. Последний пример отчетливо показывает порядок слов в различных семантических ролях. Это свидетельствует о построении высказывания правилами семантического синтаксиса. Существуют следующие сложности при восприятии речи:
Симптомы аграмматизма выявляются после проведения эксперимента, который связан с восприятием речи. В ходе эксперимента испытуемому демонстрируют рисунки, с соответствующими предложениями. Аграмматизмы в речи отмечаются бедностью и простотой разнообразия синтаксических структур предложений, а также отсутствием полноценных предложений. Данное нарушение характеризуется опущением служебных слов, к которым относят предлоги, артикли, вспомогательные глаголы, а также местоимения. Аграмматизмы в речи сопровождаются низким темпом речи. Психологи объясняют это явление с точки зрения адаптации: попытки приспособления больного к собственной нарушенной речи, заключающейся в медленном процессе её обработки, а также затруднённостью создания предложений с несвойственным порядком слов. Аграмматизмы у детей в речи объясняются различными подходами. Существует гипотеза удаления следов, предполагающая, что нарушение речи при аграмматизме включает их исчезновение, связанное с обработкой предложения. Гипотеза отображения отмечает нарушения механизма интерпретации синтаксических структур в самих терминах семантических ролей. Полагают также, что нарушения возникают с уменьшением доступной памяти. Лечение включает специальные разработанные методики, позволяющие детям и взрослым восстановить способность применять грамматическое строение речи. Прогноз на будущее зависит от степени основного патологического процесса, а также от глубины нарушения речи и своевременного диагностирования заболевания. Как лечить аграмматизм? Хороший эффект дает комплексное лечение, включающее логопедические занятия, логопедический массаж, микротоковую рефлексотерапию. Все схемы лечения назначаются индивидуально, учитывая особенности задержки развития каждого пациента. Курсы лечения включают не менее 15 сеансов. Аграмматическая дисграфия, предупреждение и устранение Каждый год при поступлении детей в школу выявляется большое количество учащихся с различными нарушениями речи. Все эти дети составляют группу риска. Именно у них возможно появление дисграфии. У детей отмечается наличие дефектов произношения, недостаточно сформировано фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй и связная речь. Особую тревогу вызывает бедность словарного запаса детей. Как показывает опыт, именно из-за бедности словарного запаса и неточности понимания лексического значения многих слов нередко оказываются не в состоянии овладеть грамотным письмом. Аграмматическая дисграфия может проявиться во втором или третьем классе, когда ребенок, уже овладел грамотой, приступает к изучению грамматических правил. Учитель обнаруживает, что ребенку не удается овладеть правилами изменения слов по числам, падежам, родам и пр. Это выражается в неправильном согласовании слов, написании окончаний слов. Ребенок пишет аграмматично, то есть как бы вопреки правилам грамматики («длинный лента», «дети читает», «на окну» и т. п.). Умением правильно согласовывать слова между собой при построении предложений, ребенок овладевает примерно к 4 годам. К этому возрасту он уже не должен допускать ошибок типа «много тарелков», «около столу», «окны», «деревы», «ухи» и т. п. Правилами словообразования (в частности, правилами образования одних слов от других при помощи приставок и суффиксов) ребенок овладевает значительно позже — примерно к 7-8 годам. К этому возрасту ребенок уже не только правильно согласует слова между собой, но и правильно образует новые слова. Например, «уменьшительное» слово от слова «лампа» в его речи звучит уже не как «лампик» (детский «неологизм»), а как «лампочка». Хотя аграмматическая дисграфия, как уже было отмечено, появляется не на самых первых этапах школьного обучения ребенка, однако ее явные предпосылки, как и предпосылки всех других видов дисграфии, вполне отчетливо обнаруживаются уже в дошкольном возрасте. Проявляются они прежде всего в том, что такие дети обычно начинают говорить позже положенного срока — фразовая речь у них чаще всего появляется лишь после двух-трех, а иногда даже и четырех лет. Речь эта обычно изобилует аграмматизмами, то есть неправильным употреблением грамматических форм. Иногда родители не придают значения на аграмматизмы в устной речи ребенка. Как правило звукопроизношение у таких детей может быть правильным. Такой ребенок в первом классе общеобразовательной школы может хорошо овладеть грамотой, то есть не допускать буквенных замен на письме ни по артикуляторно-акустическому, ни по оптическому принципам и не искажать звуковую структуру слов. Но ребенок сталкивается с непреодолимыми трудностями овладения морфологическим принципом письма. И только тогда родители, в состоянии крайнего недоумения, обращаются к логопеду, говоря о том, что с их ребенком, всегда так хорошо успевавшим в школе, «вдруг что-то случилось». Ведь если ребенок в течение нескольких лет говорил «на столу» вместо «на столе» или «домы» вместо «дома» и считал это правильным, как же он может написать иначе? Откуда это у него возьмется? Неоткуда взяться, поскольку грамматические системы так и остались у него не сформированными! И нужно было задолго до поступления ребенка в школу побеспокоиться об устранении уже давно имевшихся у него предпосылок аграматической дисграфии... Выявление предпосылок аграмматической дисграфии Хотя аграмматизмы в речи детей обычно бывают видны, как говорится, невооруженным глазом, однако родителям необходимо иметь об этом более четкое представление. Поэтому ниже предлагаются две группы заданий, направленных на выявление сформированности у ребенка грамматических систем — системы словоизменения и системы словообразования. При этом следует учитывать, что формирование системы словоизменения, как правило, заканчивается к четырем годам, а системы словообразования — к семи. Эта группа заданий рассчитана на проверку правильности:
Количество конкретных примеров в каждом из заданий можно увеличивать до бесконечности, однако если ребенок еще не овладел правилами словоизменения, то однотипные ошибки будут часто повторяться в любых предлагаемых ему словах или словосочетаниях. В то же время нормально развивающийся в речевом отношении четырехлетний ребенок должен успешно справляться со всеми этими заданиями. Допустимы лишь буквально единичные ошибки в редко встречающихся словах. По материалам «Википедии» |
Подать жалобу
Полезные ссылки
Наш опрос
Анкета для родителей О КАЧЕСТВЕ предоставления ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ МБОУ Школа № 1 Оставьте ваше мнение об образовательной деятельности МБОУ Школа № 1. Отсканируйте qr-код. Смотреть РОЛИК О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ |